Задачка для «варяга»

21 мая 2019
0 / 5 (0 голосов)
Все новости Политика без цензуры

Владимир Путин, назначая Глеба Никитина на губернаторство, поставил ему задачу: полнее раскрыть экономический потенциал Нижегородской области. Что имелось в виду под этим заданием Никитину? Сделать наш регион донором, что невыгодно для самого субъекта Федерации?

Когда Владимир Путин стал президентом России, тогда было 19 регионов-доноров. На определенном этапе их стало 25. А сейчас их всего 14. Это очень напрягает федеральный Центр. Как же так, при действующем президенте самодостаточных регионов стало не больше, а, наоборот, меньше. Но менять существенным образом межбюджетные отношения в федеральном министерстве финансов категорически не согласны. Вот и решили выйти из положения руками губернаторов-технократов. Они добиваются цели, получают награду, уезжают в Москву или в другой, более престижный регион, то есть, с повышением, а территория остается один на один с этим своим почетным званием донора, точнее с проблемами, которые от этого возникают.

Когда губернатором Нижегородской области был Геннадий Ходырев, он говорил, что невыгодно быть регионом-донором. И он к этому никогда не стремился, хотя много раз отмечал, что по экономическому потенциалу наш регион на четвертом месте в России. Как только Валерий Шанцев стал губернатором, он сразу возмутился: «Как это так, такой мощный регион, явно из первой десятки по своему потенциалу, а числится в реципиентах?» Дескать, это надо исправлять. Примерно такую задачу перед Шанцевым поставил и президент в 2005 году — сделать Нижегородскую область донором.

Наш регион стал донором, но потом ВПШ убедился в невыгодности донорства в силу межбюджетных отношений. Тем более, за счет закона о консолидированных группах налогоплательщиков Нижегородская область потеряла от 5 до 8 миллиардов рублей налогов в год. Также часть налогоплательщиков перерегистрировались в других регионах. После этого мы опять перешли в реципиенты. И не только Нижегородская область, а также под десяток других субъектов Федерации. За это время обратный тернистый путь из реципиентов в доноры прошла только Калужская область, которая очень активно занималась привлечением инвесторов сначала в автомобилестроение, а потом и в другие отрасли промышленности.

И вот Нижегородчину и тех, кто выпал в силу экономических обстоятельств, а также хитростью губернаторов, из списка регионов-доноров, по новому кругу пытаются туда затащить через технократию. Для этого надо достичь определенного уровня бюджетной обеспеченности. После этого доноры, как правило, лишаются дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Сейчас, как уже говорилось, эту дотацию не получают 12 регионов и 2 региона получают ее в мизерном объеме — условно, их 14 настоящих доноров. Потому что есть другие методики, но мы о них не будем говорить. Но дело не только в потери этой дотации на выравнивание. Для доноров совсем другие принципы софинансирования федеральных программ. Скажем, депрессивные территории получают от федерации 95 процентов средств на программу, а сами финансируют оставшиеся 5 процентов. А доноры получают от федерального бюджета 5 процентов, а 95 процентов финансируют сами. Надо также учитывать, что привлечение инвесторов — это дело накладное для региона. А после того, как инвестор начнет платить налоги, оказывается, что их основная часть идет в федеральный бюджет, а в региональный не так уж и много поступлений, в разы меньше, чем достается федералам. И зачем все это региону? Они дестимулированы. Лучше сидеть реципиентом и не высовываться.

В Москве это хорошо понимают. Поэтому к 2017 году пришли к определенной методике возвращения реципиентов в доноры. Как этого добиться Глебу Никитину и его коллегам-технократам? Есть два пути. Резкий рост бюджетных доходов за счет привлечения в регион крупных инвесторов. Этот путь для губернаторов не годится, мы уже отмечали причины этого. Да, сейчас это и трудно, особенно, когда речь идет об иностранных инвесторах. Второй путь — сбор налогов с «серого» бизнеса, выявление «серой» аренды квартир, рост налогов на движимое и недвижимое имущество, развитие сети платных парковок и дорожные видеокамеры. То есть, штрафы и налоги с населения.

Почему удобнее для Москвы губернаторы-«варяги»? Им легче действовать кнутом, а не пряником, развивая систему повышения налогов и сбора штрафов за все и вся. Местный губернатор будет стараться сочетать кнут и пряник, опасаясь населения. Другое дело, что повышение налогов и поток штрафов вызывают социальную напряженность. Значит, губернаторов надо почаще менять. Уже не 1 раз в 15 лет, как это было в 90-ые и нулевые годы, не 1 раз в 10 лет, как это было в начале десятых, а 1 раз в 5 лет, как сейчас, а то и быстрее. Это ведь только наивные люди думают, что «варяги» нужны для дистанцирования от местной элиты. Нет. Для того, чтобы больше собрать налогов и штрафов не только с крупняка, но и с бедняка.

Как я уже говорил, задача вернуться в доноры не только у Глеба Никитина. Таких субъектов Федерации насчитывается на данный момент минимум 13. Это Липецкая область, Вологодская область, Республика Коми, Красноярский край, Иркутская область, Астраханская область, Башкирия, Оренбургская область, Челябинская область, Омская область, Томская область, Пермский край и мы. Обратите внимание. Везде из этого списка, кроме Вологодской области, где рулит «Северсталь», с 2017 по 2019 годы произошла замена губернаторов.

В регионах депрессивных не такая «ковровая» замена глав. Там почему-то не так интересно смещать губернаторов. А в регионах из числа бывших доноров хорошо так прошлись с назначением технократов — молодых и старых. И интереснее туда поставить «варягов», которые будут задачу выполнять без оглядки на недовольство местного населения.

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

≡  Рубрики
Свежие записи
Вниманию подрядных организаций, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций!
0 / 5 (0 голосов)
Итоги работы по оптимизации бюджетных расходов перед осуществлением закупок товаров, работ и услуг за сентябрь 2019 года
0 / 5 (0 голосов)
Подготовлен Сводный доклад по эффективности деятельности ОМСУ
0 / 5 (0 голосов)
Наталья Суханова покидает пост замглавы администрации Дзержинска
Наталья Суханова покидает пост замглавы администрации Дзержинска
0 / 5 (0 голосов)
Представители предприятий Германии посетили Нижегородскую область
0 / 5 (0 голосов)
Нижегородские новости © 2019 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх